shvarz: (Default)
[personal profile] shvarz
Краткое содержание предыдущей серии: В лаборатории Луиса Пикера в Орегоне создали вакцину от SIV (обезьяний вариант HIV), основанную на живом вирусе CMV. Примерно половина вакцинированных макак после инфекции полностью контролируют репликацию вируса, а спустя некоторое время вирус из них исчезает совсем.

Результат потрясающий, и конечно практически сразу Луис и его коллабораторы начали разбираться в том, как же эта вакцина работает. Напомню, что теорией Луиса, давшей толчок всей это работе, была необходимость присутствия особых CD8 клеток в слизистых тканях в момент попадания туда вируса. Результат с половиной макак контролирующих вирус косвенно подтверждал эту теорию - предположительно, если вирусу удавалось выйти из слизистой и распространиться системно, то потом инфекцию было уже не остановить. Для проверки этой теории, макак заразили вирусом не через слизистые, а введя большую дозу вируса напрямую в кровь. К всеобщему удивлению результат был аналогичный - примерно половина макак контролировала вирус. То есть дело не в слизистых.

После этого решили посмотреть на клеточный иммунный ответ. Существует специальный анализ, который позволяет определить, какие именно участки в вирусе атакуются Т клетками в каждом конкретном организме. Типичный результат после вакцинации (не луисовской вакциной) выглядит примерно вот так:


Каждая полоска соответствует одной макаке. Полоска - это вирусный ген в вакцине, а голубые квадратики - участки вирусного гена, против которых в этой макаке выработался клеточный иммунный ответ.


А вот так выглядят результаты в макаках, которые сами (без всякой вакцинации) спонтанно контролируют вирусную репликацию:



Опять, каждый участок соответствует атакуемому участку вирусного гена. В этих макаках таких участков примерно в два раза больше, чем в вакцинированных макаках выше.


А вот так выглядят результаты в макаках вакцинированных луисовской вакциной:


В них клеточный ответ атакует примерно в 4 раза больше участков вируса.


Результат этот сам по себе впечатляет, но самый большой сюрприз оказался не в количестве иммунного ответа, а в его качестве. Вернее, два больших сюрприза.

Во-первых, если вы откроете любой учебник иммунологии, то прочитаете там, что CD8 клетки распознают чужеродные пептиды представляемые MHC-I комплексом, а CD4 клетки - представляемые MHC-II комплексом. Это базовый факт, который заставляют зазубрить как таблицу умножения всех студентов биологов. Однако анализ иммунного ответа в вакцинированных луисовской вакциной макаках показал, что примерно половина из распознаваемых выше пептидов распознается CD8 клетками в контексте MHC-II комплексов!


Стандартная картинка из учебника иммунологии или, в данном случае, из обзорной статьи в журнале Nature. Слева - стандартный путь для распознавания инфекции CD8 клетками. В зараженной клетке часть белков разрушается и полученные пептиды загружаются на MHC-I комплексы и выставляются на поверхности клетки. CD8 клетки находят такие пептиды и при признаках инфекции, убивают зараженные клетки. В центре - стандартный путь для распознавания инфекции CD4 клетками. Специализированные клетки в организме захватывают плавающий вокруг мусор, разбирают захваченные белки на пептиды, и загружают их на MHC-II комплексы. CD4 клетки находят такие пептиды и при признаках инфекции, активируются и активируют клеточный и гуморальный имунный ответ. Справа показана несколько необычная особенность дендритных клеток выкладывать захваченные снаружи пептиды на MHC-I комплексах.


О том, что CD8 клетки могут иногда распознавать пептиды в контексте MHC-II комплексов было известно, но это были совершенно редкие и малозначительные случаи. А в данном случае они появляются во всех вакцинированных макаках, да еще в таком большом количестве.

Вторым сюрпризом оказалось то, что вторая половина распознаваемых пептидов хотя и распознается как положено в контексте MHC-I комплексов, но они присутствуют не на обычных A, B, C комплексах, а на мало-изученном Е комплексе! Опять же, подобный иммунный ответ встречался в научной литературе и раньше, но не в таких количествах и никто толком не знает, что именно происходит при таком ответе.

Интересно, что обычная CMV инфекция не вызывает подобного иммунного ответа. Луису Пикеру повезло - он вытащил из холодильника вариант вируса, который был ослаблен путем многократных пересееваний в культуре фибробластов. Этот вариант вируса потерял несколько генов, в том числе (как это было позже выяснено) и несколько генов, которые обычно предотвращают подобный иммунный ответ при CMV инфекции. Если их вернуть этому вирусу, то иммунный ответ возвращается к совершенно классическому иммунному ответу.

Итак, мы имеем с этой вакциной совершенно необычный иммунный ответ - как количественно, так и качественно. Объясняет ли этот иммунный ответ наблюдаемое подавление вируса в половине вакцинированных макак? Как ни странно - нет, не объясняет. Макаки контролирующие и не-контролирующие вирус совершенно неотличимы ни по количеству ни по качеству вышеописанных иммунных ответов. И те и другие распознают очень большое число участков в вирусном гене, и те и другие имеют CD8 клетки, реагирующие на пептиды в MHC-II комплексах и в MHC-I-E комплексах. Возможно, что они отличаются в чем-то, что еще не измерили, но пока этого "чего-то" найено не было. Что, конечно, не означает что вышеописанный иммунный ответ не имеет никакого отношения к наблюдаемым результатам. Скорее всего имеет. Вряд ли он является полным совпадением.

В завершение, это один из самых интересных проектов в нашей области. Все за ним активно следят и ждут любых новостей, и он не перестает удивлять. Например, Луис рассказал об еще одном интересном наблюдении на недавней конференции (это еще не опубликованные данные): В тех случаях, когда мы наблюдаем спонтанный контроль вируса организмом, это практически всегда можно объяснить действием CD8 клеток. Для этого есть простой тест - ввести антитела, которые атакуют CD8 клетки. После такой инъекции организм временно теряет все CD8 клетки и мы сразу видим, что вирус выходит из под контроля и начинает размножаться. Потом CD8 клетки восстанавливаются и опять подавляют вирус. В случае с луисовской вакциной это не работает - CD8 клетки исчезают, но вирус не начинает размножаться. Все это чрезвычайно загадочно и хорошего объяснения этому пока нет. Надеюсь, это не означает, что весь этот проект основан на каком-то артефакте.

Продолжение к этому посту наверняка будет, но теперь уже только когда появятся некие более-менее определенные новости. В лаборатории Луиса делают эксперименты, которые должны дать ответы на многие из вышеперечисленных вопросов.

Date: 2015-11-11 01:51 am (UTC)
From: [identity profile] luybu.livejournal.com
Даа, хорошо!
А я сегодня 4 часа разбирал инструкцию, как делать карточки сухой капли для отправки на анализ в лабораторию на вирусную нагрузку. Для Африканских стран. ВИЧ многолик :)

Date: 2015-11-11 04:15 am (UTC)
From: [identity profile] agasfer.livejournal.com
Спасибо, весьма занятно.

Date: 2015-11-11 11:29 am (UTC)
From: [identity profile] woodenfriend.livejournal.com
это всё так непонятно в деталях, но интересно в целом

Date: 2015-11-11 08:31 pm (UTC)
From: [identity profile] rusty-spur.livejournal.com
Эвон как. А CD4 пытались выключать?

Date: 2015-11-12 04:16 pm (UTC)
From: [personal profile] zaharchenko
А не знаете что-то про Sangamo BioSciences? "Sangamo BioSciences объявила, что вылечила от ВИЧ шесть человек. " via http://vadim-proskurin.livejournal.com/902955.html

Date: 2015-11-12 06:08 pm (UTC)
From: [identity profile] shvarz.livejournal.com
Да, знаю, они работают над генной терапией. Я что-то по ссылке не нашел ничего о том, что они кого-то вылечили. Насколько я помню, успехи были, но довольно скромные и в людях, которые изначально были склонны к контролю вируса.

Date: 2015-11-12 06:09 pm (UTC)
From: [identity profile] shvarz.livejournal.com
В смысле anti-CD4 антитело вводить? Да, пытались, и тоже никакого результата, но эти данные трудно интерпретировать - если все CD4 снести, то в чем вирус будет размножаться?

Date: 2015-11-12 06:39 pm (UTC)
From: [identity profile] rusty-spur.livejournal.com
Да, не просто...

Date: 2015-11-13 03:00 pm (UTC)
From: [identity profile] Анна Кравченко (from livejournal.com)
http://vadim-proskurin.livejournal.com/902955.html#comments

Контроль или...

Date: 2015-11-27 09:55 am (UTC)
From: (Anonymous)
Правильно ли я понимаю, что вакцина показывает 50% вероятность контроля вируса при первичном заражении ВИО. Но при коинфекции данным штаммом модифицированного CMV, уже зараженных ВИО макак, такой контроль наблюдаться не будет?
И правильно ли можно интерпретировать в 1 варианте удачного контроля, при условии максимальной точности тест систем, неопределяемую ВН как полное излечение от ВИО?

Re: Контроль или...

Date: 2015-11-28 12:45 pm (UTC)
From: [identity profile] shvarz.livejournal.com
Но при коинфекции данным штаммом модифицированного CMV, уже зараженных ВИО макак, такой контроль наблюдаться не будет?
Этот эксперимент, вернее его вариант, сейчас проводится, результаты должны быть известны в начале след. года. Вариация заключается в том, что макакам сначала дают терапию, потом заражают этим CMV.

Про излечение - насколько мы можем судить, они излечились. Но 100% гарантии тут дать невозможно, всегда остается шанс, что мы посмотрели "не там" или с "не достаточной чувствительностью".

RE: Re: Контроль или...

Date: 2015-11-30 04:17 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Вариация заключается в том, что макакам сначала дают терапию, потом заражают этим CMV. Здесь, я так понимаю, такая вариация имеет место быть в рамках увеличения положительной вероятности элиминации ВИО.
Но 100% гарантии тут дать невозможно, всегда остается шанс, что мы посмотрели "не там" или с "не достаточной чувствительностью"
В долгосрочном наблюдении думаю будет ясно, учитывая, что уже есть готовая группа "излечившихся" макак. Хотя не известно каким образом здесь поступили с подопытными животными, которые уже прошли одно исследование (их используют повторно для других исследований, или же сохраняют для чистоты эксперимента, с периодическим контролем ВН)

Re: Re: Контроль или...

Date: 2015-11-30 04:28 pm (UTC)
From: [identity profile] shvarz.livejournal.com
И так и так используют - зависит от нужд.

March 2022

S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 24th, 2026 06:57 pm
Powered by Dreamwidth Studios