Честно говоря, я очень озадачен Вашим первым абзацем. Мне казалось, ничего такого я не говорил. P-value ничего не говорит о "вероятности нулевой гипотезы". P-value сообщает нам, верна гипотеза или нет, никаких вероятностей, полная определенность.
Возможно, я сказал на этот раз слишком много слов. Повторю чуть короче самое главное. Сначала никаких гипотез нет вообще. Потом мы тяжким трудом придумываем одну гипотезу. Одну. Никаких других. Гипотеза - это то, что позволяет посчитать вероятности всех событий, всех мыслимых. Еще раз: гипотезой называется любой способ приписать каждому событию число - вероятность, причем так, что разным событиям вероятности приписаны согласованным образом (так, чтобы выполнялись законы теории вероятностей). Придумав гипотезу, мы ее проверяем: смотрим, какова вероятность действительно произошедшего события. Если она мала, мы гипотезу отвергаем. Не говорим, что эта гипотеза маловероятна - никаких вероятностей нет. Просто твердо говорим, что гипотеза неверна. Все оговорки, что маловероятные события иногда случаются, мы оставляем там же, где оговорки, что мы могли ошибиться при подсчете, забыть помыть пробирку, страдать галлюцинациями и так далее. Просто "гипотеза неверна", а то, что всё наше знание в принципе подвержено ошибкам, оставили философам. (Здесь я замел под ковер, что надо выбрать рассматриваемое событие и выбрать, что значит "вероятность события мала". Это отдельная тема, не надо ее пока примешивать.)
Пример - чистый софизм, в котором гипотезу по дороге поменяли. Полезен он ровно тем, что так случается и на практике, совершенно бессознательно.
no subject
Date: 2011-11-22 05:42 pm (UTC)Возможно, я сказал на этот раз слишком много слов. Повторю чуть короче самое главное. Сначала никаких гипотез нет вообще. Потом мы тяжким трудом придумываем одну гипотезу. Одну. Никаких других. Гипотеза - это то, что позволяет посчитать вероятности всех событий, всех мыслимых. Еще раз: гипотезой называется любой способ приписать каждому событию число - вероятность, причем так, что разным событиям вероятности приписаны согласованным образом (так, чтобы выполнялись законы теории вероятностей). Придумав гипотезу, мы ее проверяем: смотрим, какова вероятность действительно произошедшего события. Если она мала, мы гипотезу отвергаем. Не говорим, что эта гипотеза маловероятна - никаких вероятностей нет. Просто твердо говорим, что гипотеза неверна. Все оговорки, что маловероятные события иногда случаются, мы оставляем там же, где оговорки, что мы могли ошибиться при подсчете, забыть помыть пробирку, страдать галлюцинациями и так далее. Просто "гипотеза неверна", а то, что всё наше знание в принципе подвержено ошибкам, оставили философам. (Здесь я замел под ковер, что надо выбрать рассматриваемое событие и выбрать, что значит "вероятность события мала". Это отдельная тема, не надо ее пока примешивать.)
Пример - чистый софизм, в котором гипотезу по дороге поменяли. Полезен он ровно тем, что так случается и на практике, совершенно бессознательно.