shvarz: (Default)
[personal profile] shvarz
[livejournal.com profile] kostia_inochkin позвал меня к себе в класс рассказать студентам про ВИЧ. Ну, мне не трудно, я даже люблю иногда (пару раз в год) таким заниматься. А Иночкин еще и отблагодарил меня по-царски. Не деньгами, а натуральным продуктом, который теперь у меня дома книжную полочку украшает:



Почему я так обрадовался этому явно несвежему початку кукурузы?


Я недавно писал о том, что подтверждение тому, что ДНК является носителем генетической информации, было сделано в 50-х годах Херши и Чейз. Однако еще лет за 50 до этого было известно, что носителями генетической информации являются хромосомы и, хотя никто точно и не знал как они устроены, ученые делали довольно хитрые эксперименты, которые позволяли им не только определять, на какой именно хромосоме находится ген, но и даже измерять расстояние между генами. Одной из таких ученых была Барбара МакКлинток.



В 30-х годах она сделала множество важных открытий: обнаружила, что при мейозе хромосомы обмениваются генетической информацией, создала первую генетическую карту хромосомы (кукурузы), обнаружила "кольцевые" хромосомы и предположила существование теломер, и исследовала влияние радиации на генетическую информацию.

В 40-х годах она начала изучать генетические механизмы определяющие окраску зерен кукурузы и обнаружила, что один участок хромосомы может влиять на мутации, происходящие в других частях хромосомы, а иногда и вызывать нестабильность хромосом. В 1948-м году в ходе своих исследований она обнаружила еще один странный факт: Изучаемые ею куски хромосом иногда перескакивали с одного места в другие. Это было очень необычно и шло вразрез с наблюдениями других генов, которые всегда оставались в одном и том же месте. Несмотря на то, что она опубликовала свои открытия и пыталась донести их важность до научного сообщества, ее голос не был услышан. Большинство ученых считали обнаруженные ею феномены курьезами, не имеющими большого значения, или вообще артефактами. МакКлинток, надо сказать, довольно быстро сдалась под давлением и после 1953 года не публиковала свои работы на эту тему.

Открытия Барбары МакКлинток были "заново открыты" в конце 60-х и начале 70-х, когда были сделаны множественные схожие открытия в бактериях и дрожжах. Ее работы получили полное признание и в 1983 году она была награждена Нобелевской Премией.

Кукуруза на фотографии - один из початков МакКлинток, сохранившийся с тех давних времен, когда она сделала свои самые важные открытия. Обратите внимание на то, что многие желтые зернышки имеют красные полоски - это последствия макклинтоновских "прыгающих генов".

Date: 2013-07-25 07:25 pm (UTC)
From: [identity profile] famulan.livejournal.com
Шикарный подарок...

Date: 2013-07-25 07:27 pm (UTC)
From: [identity profile] primaler.livejournal.com
очень круто!
она один из моих научных героев, конечно
Мендель 20-го века
на такой простой модели понаоткрывала столько всего

Date: 2013-07-25 07:35 pm (UTC)
From: [identity profile] shvarz.livejournal.com
Я бы не сказал, что модель простая. Я попытался почитать, как именно эти эксперименты делались, и там черт ногу сломит. По крайней мере мне, как вирусологу, сходу не получилось въехать. И в вики пишут, что сложность экспериментов была одним из факторов того, что ее результаты не были сразу оценены.

Date: 2013-07-26 12:40 am (UTC)
From: [identity profile] kostia-inochkin.livejournal.com
там не всякий генетик въедет, не то что вирусолог:) генетика кукурузы - страшная вещь:)

Date: 2013-07-26 12:42 am (UTC)
From: [identity profile] shvarz.livejournal.com
Я дочитал до "двойного оплодотворения" и послал это дело нафиг :(

Date: 2013-07-26 12:43 am (UTC)
From: [identity profile] kostia-inochkin.livejournal.com
двойное оплодотворение - это фигня, это многие растения могут:))

Date: 2013-07-26 07:34 am (UTC)
From: [identity profile] gleb-kudr.livejournal.com
У нас цитогенетика (т.е. то, на каком уровне МакКлинток работала) была самым адовым адом. Все эти кроссинговеры рисовать - зачеты по 5 раз сдавали :) А уж понимало полностью наверное вообще пара человек из группы.

Date: 2013-07-25 07:28 pm (UTC)
From: [identity profile] ssart.livejournal.com
Царский подарок! Даже завидую. 8))

Date: 2013-07-25 08:08 pm (UTC)
From: [identity profile] yakushima.livejournal.com
Обалдеть!!!

Date: 2013-07-25 09:56 pm (UTC)
From: [identity profile] lauerz.livejournal.com
Откуда у Иночкина один из початков МакКлинток?

Date: 2013-07-25 10:02 pm (UTC)
From: [identity profile] shvarz.livejournal.com
Начальница Иночкина работала у МакКлинток и унаследовала проекты и кое-какие запасники материалов.

Date: 2013-07-25 10:47 pm (UTC)
From: [identity profile] lauerz.livejournal.com
Ничего себе!

Date: 2013-07-25 11:44 pm (UTC)
From: [identity profile] kostia-inochkin.livejournal.com
Могу тебе выслать по почте;)

Date: 2013-08-31 05:48 pm (UTC)
From: [identity profile] geish-a.livejournal.com
Разворовываешь университетское добро ради жижистов :)

Date: 2013-08-31 06:00 pm (UTC)
From: [identity profile] kostia-inochkin.livejournal.com
Не разворовываю, а спасаю из мусорного ведра - и не ради ЖЖ-стов, а ради увлеченных специалистов, которым это интересно :)

Date: 2013-07-25 11:20 pm (UTC)
From: [identity profile] tea-with-milk.livejournal.com
Действительно царский подарок. Наш универ печально известен тем что местные мужи выжили ее отсюда, пообещав не дать не тенур.

Date: 2013-07-25 11:46 pm (UTC)
From: [identity profile] kostia-inochkin.livejournal.com
Там не в полосочках дело, т е не только в них. Сектор видишь красный? Вот он одно, а полосочки - другое, и это дело рук транспозона;) как дойду до компьютера, расскажу, где что;)

Date: 2013-07-25 11:48 pm (UTC)
From: [identity profile] shvarz.livejournal.com
Вот я сначала тоже подумал на сектор, но решил проверить и правильно сделал :)
Про сектор тоже интересно.

Date: 2013-07-26 12:42 am (UTC)
From: [identity profile] kostia-inochkin.livejournal.com
так, записи, что именно в красном секторе (и это транспозонная версия тех зерен, что в полосочку), и что в синих зернах, на работе остались. у меня там есть, кстати, книжка - полное собрание сочинений МакКлинток, там правда разобрать ничего нельзя, только фотографии понятные - дырка в хромосоме, и она перемещается:)

попробую восстановить, что там, по памяти и с помощью интернета:)

Date: 2013-07-26 01:36 am (UTC)
From: [identity profile] kostia-inochkin.livejournal.com
так, вот тут нормально написано:
http://www.nature.com/scitable/topicpage/barbara-mcclintock-and-the-discovery-of-jumping-34083

эпистаз знаешь что такое? это когда один ген и рад бы фенотипу подбросить, но другой ему мешает. у лабрадоров-ретриверов так шерсть цвет приобретает. B - черный, b - коричневый (рецессивный). А другой ген E определяет, пойдет пигмент в волос или нет вообще. E - пойдет, e - не пойдет. Т.е. BBee - неокрашенный (желтый) лабрадор, а BBEe - черный.

ну вот в кукурузе кожура тоже по тому же принципу окрашивается (там табличка по ссылке). кукуруза у тебя гетерозиготная, т.е. во всех зернах есть доминантный аллель C', который не дает пигменту вылезти в кожуру. еще там есть Bz и bz, доминантный в пурпурный цвет красит, рецессивный в красный. Все они расположены на конце короткого плеча хромосомы 9. Транспозон перекрывает C' и Bz, и тогда получаются полосочки, т.е. bz красный пигмент пролезает в кожуру. чем раньше прошла транспозиция, тем ширше и больше полосочки (т.к. у клетки с транспозоном было больше шансов поделиться, пока зерно росло).
те зерна, которые сплошняком либо красные, либо пурпурные, вообще без транспозона (Ds), он вырезался транспозазой Ac еще до оплодотворения зерна.
Ну и двойное оплодотворение дает тебе в одном зерне три аллеля, а не два - вот и весь секрет)))

короче, пару лекций по генетике, и всё будет понятно)))у Дениса спроси, он должен помнить из вводного курса)))

Date: 2013-07-26 12:08 am (UTC)
From: [identity profile] vasja-iz-aa.livejournal.com
вейсманисты оба

Date: 2013-07-26 12:19 am (UTC)
From: [identity profile] fleag.livejournal.com
Вау! Впечатляет!!!

Date: 2013-07-26 02:09 am (UTC)
From: [identity profile] mevamevo.livejournal.com
Ай да кукуруза! Царица полей! :)))

Date: 2013-07-26 03:14 am (UTC)
From: [identity profile] kostia-inochkin.livejournal.com
Кстати, студентка после лекции подошла и спросила: а нельзя ли как-нибудь в этих зараженных ВИЧ клетках каким-нибудь лекарством вызвать апоптоз?
Так что считай, что стрела достигла цели;)

Date: 2013-07-26 05:22 am (UTC)
From: [identity profile] rusty-spur.livejournal.com
Вызвать то можно, главное как отличить зараженные от не зараженных, да еще in vivo

Date: 2013-07-26 07:44 am (UTC)
From: [identity profile] geterogen.livejournal.com
а используя принцип интерференции вирусов?

Date: 2013-07-26 09:24 am (UTC)
From: [identity profile] rusty-spur.livejournal.com
Вот попробовали такое: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/19604078
in vitro киляет, но иногда живая вирусня разбегается...

Вот если бы они еще задефектировали провирус а потом клетку прибили, былоб совсем красиво.

2Егор, к одной из прошлых тем, вот один из вариантов взять стволовые клетки и поубивать все инфицированное.

Date: 2013-07-26 09:46 am (UTC)
From: [identity profile] geterogen.livejournal.com
гм, а тоже вариант - создать вирус, который бы выискивал в хромосомах встроенный кусок HIV-1 и инактивировал его каким-либо способом.

Date: 2013-07-26 10:02 am (UTC)
From: [identity profile] rusty-spur.livejournal.com
ИМХО, лучше сделать его дефектным (чтоб новые вирионки не могли ничего инфицировать) а потом активировать.

Date: 2013-07-26 10:29 am (UTC)
From: [identity profile] geterogen.livejournal.com
Правильно, вопрос только в способе делания его дефектным. Можно ли это сделать без вирусов/векторов?

"Инактивировать" я имел в виду внести коррективы в код вируса. Можно, например, сделать так, что не будет синтезироваться какой-то из нужных ферментов.

Если я правильно понимаю, то "живым" может быть только вирус, отпочкованный с куском мембраны, а если устроить апоптоз, то таких частиц не образуется, даже если все "запчасти" собраны.

Date: 2013-07-26 11:46 am (UTC)
From: [identity profile] rusty-spur.livejournal.com
Мембрана довольно долго сохраняется...

Date: 2013-07-26 12:02 pm (UTC)
From: [identity profile] geterogen.livejournal.com
гм, это усложняет задачу.

Представил себе обратную сторону - "вирус-некрофил", сорбирующийся на кусок мембраны и выпускающий содержимое капсида "в пространство".
(deleted comment)

Date: 2013-07-26 09:25 am (UTC)
From: [identity profile] rusty-spur.livejournal.com
Мы ж не ведичиские Арджуны, чтоб всех подряд валить, не наш метод...

Date: 2013-07-26 04:14 am (UTC)
From: [identity profile] bioplant.livejournal.com
Шикарно! Но почему его за всё это время не погрызли насекомые?
///
Т.е. получается по меркам Ливанова Барбара была бы с треском уволена из РАН.

Date: 2013-07-26 11:05 am (UTC)
From: [identity profile] shvarz.livejournal.com
Погрызли. И насекомые и мыши. Это один из хорошо-сохранившихся початков. И держат их сейчас в зиплоках и в холодильнике.

Date: 2013-07-26 07:30 am (UTC)
From: [identity profile] gleb-kudr.livejournal.com
Изучение транспозонов с теми моделями и на том уровне знаний - это просто космос. Мендель в свое время произвел впечатление, но МакКлинток - это вообще пипец. Примерно как по отблеску солнечных зайчиков на стене дома построить квантовую теорию поля, причем, подтвердившуюся в дальнейшем.

Date: 2013-07-26 11:04 am (UTC)
From: [identity profile] shvarz.livejournal.com
Да, этот период (где-то с 30-х по 50-ые) - совершенно исключительный и не имеющий аналогов. Люди изучали то, о чем не имели почти никакого представления и при этом наделали кучу фундаментальных открытий. У меня есть учебник по генетике 50-го года, так там практически нет ошибок - современные учебники рассказывают то же самое, только объясняют в дополнение, как это все устроено на молекулярном уровне.

Date: 2013-07-26 02:35 pm (UTC)
From: [identity profile] vasja-iz-aa.livejournal.com
а то мы сейчас знаем, что там в ядре происходит... особенно с регуляциями всякими

Date: 2013-07-26 02:39 pm (UTC)
From: [identity profile] shvarz.livejournal.com
Мы по меньшей мере знаем - что там, в ядре, находится. И общие принципы того, как оно может работать. Изучать же кроссинговер, не имея ни малейшего понятия о том, как устроена ДНК и что вообще именно ДНК передает генетическую информацию - это сила.

Date: 2013-07-26 02:52 pm (UTC)
From: [identity profile] vasja-iz-aa.livejournal.com
а какая разница -- знали ли ДНК. на уровне отдельных клеток ее до сих пор нормально читать не умеют. но я не про то, что эксперимент был легкий, а что что глубина наших незнаний по прежнему впечатляюща

Date: 2013-07-26 03:22 pm (UTC)
From: [identity profile] shvarz.livejournal.com
А я про то, что в то время был мощный дисбаланс знаний и технологий. Случился прорыв в методиках скрещиваний и цитогенетики, который опирался лишь на очень рудиментарные знания о природе наследственности. В результате генетики "заколачивали гвозди сотовым телефоном" или даже не гвозди заколачивали, а шурупы закручивали. Поэтому и эксперименты сложные, что просто так ты сотовым телефоном шуруп не завернешь, тут изловчиться надо. И они изловчались, да при этом смастерили вполне даже приличные вещи.

Date: 2013-07-26 03:13 pm (UTC)
From: [identity profile] vasja-iz-aa.livejournal.com
Подумаешь, нуклеиновых кислот не знали...У Кахала микроскоп был без искуственного освещения, поэтому он в микроскоп днем смотрел. А зарисовывал вечером, по-памяти.
http://en.wikipedia.org/wiki/Neuron_doctrine

Date: 2013-07-26 09:37 am (UTC)
From: [identity profile] mfreidin.livejournal.com
Прикольно. Интересно, а сколько вообще таких початков осталось в подвалах КГБ запасниках учеников МакКлинток осталось?

Date: 2013-07-26 11:00 am (UTC)
From: [identity profile] shvarz.livejournal.com
Надо у Иночкина спросить.

Date: 2013-08-31 05:48 pm (UTC)
From: [identity profile] geish-a.livejournal.com
Я не знала, что ты в НЙ. Т.е. знала, но забыла, видимо.

March 2022

S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 24th, 2026 11:35 pm
Powered by Dreamwidth Studios