shvarz: (Default)
[personal profile] shvarz

  • Dinosaur in a Haystack by Stephen J. Gould (1996) - тем, кто Гулда знает, объяснять ничего не надо, тем кто не знает - объяснять бесполезно, можно только порекомендовать взять любую из его книг, являющихся коллекциями эссе, написанных для журнала Natural History. Гулд пишет на самые разные темы, его эрудиции можно позавидовать. Не каждое эссе будет интересно всем, но в коллекции каждый найдет для себя несколько интересных тем.

  • The Tell-Tale Brain by V.S. Ramachandran (2011) - научпоп о том, как работает человеческий мозг. Рамачандран - один из ведущих ученых в этой области и отличный популяризатор. Его страсть - работать с людьми, у которых наблюдаются какие-либо нарушения в работе мозга и по этим нарушениям восстановить, как же именно все должно работать в норме. Приводимые им случаи совершенно захватывающие, я не буду их описывать, потому что это были бы спойлеры, но там идет речь и об эмоциях и об эмпатии и о математических способностях и о том, как мы видим себя со стороны. К сожалению это все относится только к первым 40% книги, где он рассказывает о своей работе. Потом он переходит на более абстрактные вещи, вроде восприятия искусства или свободы воли, и там он просто дает волю своей фантазии (о чем честно признается) и там где в первой части книги он обычно говорит "мы сделали эксперимент и получили вот такой результат", во второй части книги он говорит лишь "вот было бы здорово, если бы кто-нибудь сделал такой эксперимент". Все это быстро становится очень скучным. Так что такой вот вердикт: обязательно прочитать книгу где-то до половины, и потом бросить.

  • Lord of Light by Roger Zelazny (1967) - Желязны доводит до логического заключения фразу Кларка о том, что высокоразвитая технология становится неотличима от магии. В романе люди будущего, обладающие очень продвинутыми технологиями, не только называют себя богами индусского пантеона и требуют поклонения от менее развитой части человечества (которую они специально удерживают на очень низком уровне технологического развития), но пожалуй даже и сами считают себя богами. Сюжет завязан на конфликте между двумя фракциями среди богов: теми, которые хотят сохранить status quo и теми, которые хотят выступать в роли прогрессоров. Написано очень хорошо, пожалуй лучший роман Желязны. К сожалению, я решил послушать его в аудио-формате, советую вам этого не делать, ее гораздо лучше читать с листа (или экрана). С аудио слишком легко отвлечься и пропустить важный момент в развитии сюжета. И язык прекрасный.

Date: 2013-10-24 10:36 pm (UTC)
From: [identity profile] grihanm.livejournal.com
Я бы не относился к фантазиям Рамачандрана с таким пренебрежением. Они не на пустом месте возникли. У Дарвина фантазий было не меньше.

Date: 2013-10-24 11:32 pm (UTC)
From: [identity profile] shvarz.livejournal.com
О, с Дарвином Рамачандран даже близко не стоял. Даже в первой части, которая существенно сильнее фантазий. У Дарвина для каждого утверждения тщательно подобранные факты с самых разных углов. Не зря он на эту книгу потратил лет 30. Рамачандрановские истории оставляют послевкусие just-so-stories, и основаны они зачастую всего на нескольких редких пациентах.

Date: 2013-10-24 11:35 pm (UTC)
From: [identity profile] grihanm.livejournal.com
Дарвин фантазировал об эволюционной психологии, половом отборе и прочем не имея почти ничего.

Date: 2013-10-24 11:37 pm (UTC)
From: [identity profile] shvarz.livejournal.com
Об эволюционной психологии? Где? О половом отборе совсем немного.

Date: 2013-10-24 11:38 pm (UTC)
From: [identity profile] grihanm.livejournal.com
Ну Дарвин ЭП так конечно не называл, но предсказывал довольно однозначно. Марков у себя в книге цитату приводил.

Date: 2013-10-24 11:44 pm (UTC)
From: [identity profile] shvarz.livejournal.com
Цитата может быть, но 99% "Образования видов" очень тщательно обоснованный аргумент (даже, по современным меркам, чересчур тщательно). По сравнению с этим рамачандровская книга это вообще один сплошной полет фантазии. Но это не в упрек Рамачандрану, просто Дарвин - слишком высокая планка.

Date: 2013-10-25 06:34 am (UTC)
From: [identity profile] dzeso.livejournal.com
Прочитанная книга это продолжение написанной почти 10 лет назад книги Рождение разума, в которой многое из 40% было такими же "фантазиями" по которым за это время "провели эксперименты". Что касается "фантазий" по восприятию искусства, то по эксперименту с чайками есть фильм, ну а 9 правил (которых было раньше 10), то возьмите любой вид искусства и там они будут присутствовать. В чем фантазии?
И на счет Дарвина, да, вы правы, автора с ним сравнивать не корректно, но при этом фантазий у Дарвина куда больше. Вам справедливо советовали Маркова, он очень популярно об этом рассказывает.

Date: 2013-10-25 12:16 pm (UTC)
From: [identity profile] shvarz.livejournal.com
В чем фантазии? Ну вы перечитайте книгу, Рамачандран там сам примерно с середины довольно тщательно и часто подчеркивает, что излагаемое - есть фантазии.

Про Дарвина дали бы ссылку на конкретный текст, что ли.

Date: 2013-10-25 12:25 pm (UTC)
From: [identity profile] dzeso.livejournal.com
Ну а вы прочитайте Маркова, он там сам довольно тщательно и регулярно все рассказывает. Надеюсь аллюзия ясна?

Date: 2013-10-25 01:55 pm (UTC)
From: [identity profile] shvarz.livejournal.com
Аллюзия была бы ясна, если бы вы указали на конкретную книгу и на то, что именно в ней читать. А так - нет, не ясна.

И вообще подход "я сделал заявление, а вам следует доказывать, что я не прав" подходит только к утверждениям, отностительно которых имеется обоснованная база, принимаемая большинством разбирающихся в этой теме людей. Ну вот как "Земля вращается вокруг Солнца". Утверждение "у Дарвина больше фантазий, чем у Рамачандрана" к таким утверждениям не относится. Так что вам и доказывать.
(deleted comment)
(deleted comment)

Date: 2013-10-25 10:54 am (UTC)
From: [identity profile] geterogen.livejournal.com
Добавлю ещё одно - после выхода на экраны Арго, возник интерес к экранизации самого "Лорда", во всяком случае были такие слухи.

Date: 2013-10-25 12:14 pm (UTC)
From: [identity profile] shvarz.livejournal.com
Он отлично подходит для экранизации. И, кстати, тема индусских богов в американском кинематографе еще особо не раскрывалась, а там ведь такие страсти и битвы и секс - поле напаханное для сценаристов и режиссеров.

Date: 2013-10-25 01:36 pm (UTC)
From: [identity profile] geterogen.livejournal.com
Вот-вот, скандинавскую мифологию снимали, Египет тоже, а вот про Агни с компанией я фильмов не помню.

Я бы очень хотел чтобы экранизировали "Доннерджека" Желязны, но только боюсь, чтобы не испортили ту тонкую грань между фантастикой и психологией масс, которая есть в книжке. Мысль о том, что человек "жив" до тех пор, пока о нем помнят не может не радовать.

Date: 2013-10-25 01:51 pm (UTC)
From: [identity profile] shvarz.livejournal.com
Наверно боятся, что Болливуд их тут задавит :)

Date: 2013-10-25 01:58 pm (UTC)
From: [identity profile] geterogen.livejournal.com
Ага, как узнают, что их родная тема интересна, сразу 3555 фильмов наснимают :)

Болливуд это ацкий ад... Будучи в Индии прощёлкивал их телепрограммы, попадались и фильмы. Я до сих пор понять не могу - неужели индусы в самом деле настолько отличаются от других людей, что их фильмы им нравятся?

Date: 2013-10-25 02:00 pm (UTC)
From: [identity profile] shvarz.livejournal.com
Если с детства на этом расти, то да, можно привыкнуть и считать нормальным.

Date: 2013-10-25 02:07 pm (UTC)
From: [identity profile] geterogen.livejournal.com
Любопытно было бы взглянуть на их фильмы, если бы их сняли в стиле старого немого кино ))

Date: 2013-10-25 02:51 am (UTC)
From: [identity profile] vdinets.livejournal.com
Ты, конечно, читал "Человек, который принял жену за шляпу"?

Date: 2013-10-25 12:17 pm (UTC)
From: [identity profile] shvarz.livejournal.com
Нет, не читал.

Date: 2013-10-25 05:46 pm (UTC)
From: [identity profile] vdinets.livejournal.com
Классическая книга по психиатрии, очень занимательная и входит в дешний минимум для культурного человека :-) Очень рекомендую.

Date: 2013-10-26 10:24 am (UTC)
From: [identity profile] klisunov.livejournal.com
У Оливера Сакса все книжки увлекательны и основаны на конкретных случаях из его медпрактики. «Человек, который принял жену за шляпу» и «Антрополог на Марсе» переведены на русский и поэтому все восхищаются преимущественно ими. Но его последние книги о проблемах зрения («The Mind's Eye», «Hallucinations») и восприятии музыки («Musicophilia»), по мне, намного интереснее. Читаются на одном дыхании.

Date: 2013-10-25 05:29 am (UTC)
From: [identity profile] melkiythegreat.livejournal.com
У Желязны, в "Князе света" низкий уровень развития человечества результат техногенной катастрофы или войны. Именно поэтому боги- выжавшая элита ученых против прогресса.

Date: 2013-10-25 12:18 pm (UTC)
From: [identity profile] shvarz.livejournal.com
Нет, низкий уровень развития там - это потому что колонисты не позаботились о том, чтобы учить своих потомков.

Date: 2013-10-25 09:48 am (UTC)
From: [identity profile] alpas.livejournal.com
"Князь света" клёвый. Желязны сам его, по-моему, считал своим лучшим произведением и всегда расстраивался от того, что людям известна в основном его коммерческая штамповка "Хроники Амбера".

March 2022

S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 25th, 2026 12:35 am
Powered by Dreamwidth Studios