shvarz: (Default)
[personal profile] shvarz
Нет, это пост будет не про отношения между Россией и Украиной.

Это я читаю книжку с таким названием, подобранную летом за пару баксов на книжной распродаже. Чрезвычайно интересно.

В начале 20 века Бронислав Малиновски провел довольно долгое время на вот этих островах, наблюдал жизнь людей, изучил их язык, культуру, собрал и обобщил массу материала.

Одним из самых значительных и важных для понимания местной культуры аспектов мировоззрения дикарей является то, что они не проводят причинно-следственной связи между половым актом и зачатием ребенка. Более того - они ее активно отрицают. Считается что ребенок имеет родственную связь только с матерью, отец же - это просто "мужчина, живущий с матерью". Муж активно помогает выращивать детей, заботится о них, но он не "родственник". Поэтому родственниками у каждого человека являются только братья и сестры и родственники по материнской линии.

Наиболее выраженным (и странным для нас) последствием подобных взглядов является наследование. Собственность мужчины, его положение в племени, титулы и прочее переходит не его детям, а детям его сестры. При жизни он может отдавать все эти вещи своим сыновьям, но это лишь временная передача, настоящие наследники следят за подобными дарами, и после смерти они забирают все. Интересно, что если детям мужчина может вещи дарить, то настоящим наследникам при жизни он может все эти вещи лишь продавать.

Существуют правила, которые Малиновски считает компенсирующими механизмами подобного отношения к отцовству. В обществе принято подчеркивать что дети похожи на своего отца и хвалить эту схожесть. Сходство же с родственниками по материнской линии считается постыдным и это не обсуждается, а даже отрицается. Сказать, что два брата похожи друг на друга - это серьезно оскорбить их. И все вокруг будут активно отрицать, что между ними может быть какое-либо сходство. При этом вполне нормально указывать на то, что каждый из них является ну просто вылитой копией своего отца (несмотря на очевидное для нас противоречие в подобной логике).

В общем, книжка отличная, показывающая насколько необычной и разнообразной может быть культура человеческих сообществ.

Date: 2014-03-09 02:23 pm (UTC)
From: [identity profile] makslat.livejournal.com
а в русском переводе она есть?

Date: 2014-03-09 07:35 pm (UTC)
From: [identity profile] shvarz.livejournal.com
Должна быть, как пишут ниже - это классика антропологии.

Date: 2014-03-09 02:30 pm (UTC)
From: [identity profile] torash.livejournal.com
это классика социальной антропологии. вам еще Маргарет Мид может понравиться.

Date: 2014-03-10 05:01 am (UTC)
From: [identity profile] shvarz.livejournal.com
Ага. Я не знал когда покупал, а начав читать заинтересовался и посмотрел что за автор. У меня первое издание 1929 года. В очень хорошем состоянии, один угол только обтрепан.
(deleted comment)

Date: 2014-03-09 05:08 pm (UTC)
From: [identity profile] evgenivs.livejournal.com
по-моему, в данном случае дело происходит в Африке - в Замбии, что ли.

Date: 2014-03-09 02:56 pm (UTC)
From: [identity profile] mancunian.livejournal.com
Надо реально чувствовать себя юберменьшем, чтобы наслаждаться такими книжками. По-хорошему завидую.

Date: 2014-03-09 07:39 pm (UTC)
From: [identity profile] shvarz.livejournal.com
Как раз наоборот, эта книга привела к отказу от снисходительно-пренебрежительного отношения к дикарям и развитию мультикультурализма.

(no subject)

From: [identity profile] mancunian.livejournal.com - Date: 2014-03-09 07:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] shvarz.livejournal.com - Date: 2014-03-09 08:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] misha-makferson.livejournal.com - Date: 2014-03-09 09:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] koniglio.livejournal.com - Date: 2014-03-10 12:10 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] teleoffis.livejournal.com - Date: 2014-03-11 09:28 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-03-09 03:06 pm (UTC)
From: [identity profile] upjohn.livejournal.com
Пост получился все равно про отношения между Россией и Украиной.

Date: 2014-03-09 07:39 pm (UTC)
From: [identity profile] shvarz.livejournal.com
Куда от этого сегодня денешься?

Date: 2014-03-09 04:00 pm (UTC)
From: [identity profile] rusty-spur.livejournal.com
Забавно, сестёр нет и тупик...

Date: 2014-03-09 07:40 pm (UTC)
From: [identity profile] shvarz.livejournal.com
Да, он упоминает подобную проблему, но говорит что ни разу такого не наблюдал. Они там плодовиты.

Date: 2014-03-09 05:11 pm (UTC)
From: [identity profile] vigna.livejournal.com
Муж активно помогает выращивать детей, заботится о них, но он не "родственник"
Интересно, а почему тогда вообще он о них заботится?

Date: 2014-03-09 07:42 pm (UTC)
From: [identity profile] shvarz.livejournal.com
Сначала, возможно, потому что так заведено. А потом любит.

Date: 2014-03-09 05:55 pm (UTC)
From: [identity profile] misha-makferson.livejournal.com
В том регионе такой социальный уклад вообще был довольно распространён хотя конечно к настоящему времени ислам почти везде это снёс. Наиболее многочисленный народ следующий материнской филиации это минангкабау Суматры (около 7 миллионов человек).

Date: 2014-03-09 07:44 pm (UTC)
From: [identity profile] shvarz.livejournal.com
Уже при нем сносили, но не исламом, а христианством. Я как раз сейчас читаю о том, что христианские миссионеры особо упорствовали в продвижении идеи об активном участии отца в создании ребенка. Иначе отношения бога-отца и бога-сына было затруднительно объяснять.

(no subject)

From: [identity profile] misha-makferson.livejournal.com - Date: 2014-03-09 09:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] messala.livejournal.com - Date: 2014-03-12 12:31 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-03-09 07:09 pm (UTC)
From: [identity profile] geish-a.livejournal.com
Это если в обществе нет животноведения. До того, как оно появилось, все древние люди так же думали.
Edited Date: 2014-03-09 07:10 pm (UTC)

Date: 2014-03-09 07:34 pm (UTC)
From: [identity profile] shvarz.livejournal.com
А вот и нет, животноведение у них есть. С этим связана довольно забавная история, в следующем посте про эту книгу напишу.

Date: 2014-03-10 02:37 pm (UTC)
From: [identity profile] rositsa.livejournal.com
Я осмелюсь предположить, что в этом обществе женщина сама решает, от кого и сколько детей рожать.
Кстати, пост пролучился не про сексуальную жизнь, а про брачные отношения.

Date: 2014-03-10 02:40 pm (UTC)
From: [identity profile] shvarz.livejournal.com
Женщина имеет большой выбор в выборе супруга и имеет право на развод, но вообще там почти строгая моногамия (за исключением вождей) и внебрачные отношения строго запрещены.

(no subject)

From: [identity profile] rositsa.livejournal.com - Date: 2014-03-10 02:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vasja-iz-aa.livejournal.com - Date: 2014-03-11 04:35 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] shvarz.livejournal.com - Date: 2014-03-11 05:00 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vasja-iz-aa.livejournal.com - Date: 2014-03-11 05:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] shvarz.livejournal.com - Date: 2014-03-11 05:30 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vasja-iz-aa.livejournal.com - Date: 2014-03-11 05:35 am (UTC) - Expand

Date: 2014-03-11 07:09 am (UTC)
From: [identity profile] zlyuk.livejournal.com
с Малиновским, если я правильно помню, было смешно. он такой Миклуха-Маклай западной антропологии, классик и отец. так вот, его ученики поехали потом в те же самые места и племена и вроде бы обнаужили, что то ли он всё напутал и заинтерпретировал, то ли сами дикари его дурачили и издевались над ним. в общем, в лучших традициях постмодеринзма и повержения памятниковленину белого человека с пьедестала его бремени, всё опровергли и пересчитали до наоборот.
а потом ученики учеников приехали и опять опровергли своих учителей, и восстановили авторитет дедушки, а заодно отринули заразу постмодерна и постбихевиоризма. и всё это научно-антропологично.
я вот думаю, пока мы тут переживаем на нижних этажах отмену постмодернизма, что готовит нам следующее поколение пытливых.

Date: 2014-03-12 12:38 am (UTC)
From: [identity profile] al-lobanov.livejournal.com
Ну вот...И вся романтика улетучилась куда то... Ну зачем вы так? :)

Date: 2014-03-12 08:07 am (UTC)
ext_605364: geg MOPO4 (geg_MOPO4)
From: [identity profile] gegmopo4.livejournal.com
Насчёт схожести, в этом есть определённая логика. Если ребёнок похож не на отца, а на кого-то из материнской родни, значит между этим кем-то и его матерью те же духовные узы, которые должны быть между отцом и матерью, что выглядит недопустимым. Если же брат похож на брата, то это вообще совершенно отвратительно. Своего рода запрет на инцест, трансформировавшийся в такую причудливую форму.

Date: 2014-03-12 12:20 pm (UTC)
From: [identity profile] shvarz.livejournal.com
Отчасти да. Но ведь и на мать похожим быть нельзя.

(no subject)

From: [identity profile] gegmopo4.livejournal.com - Date: 2014-03-12 01:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] shvarz.livejournal.com - Date: 2014-03-12 01:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gegmopo4.livejournal.com - Date: 2014-03-12 01:07 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-03-12 12:28 pm (UTC)
From: [identity profile] messala.livejournal.com
Вообще-то о существовании культур, не имеющих представления о связи секса и зачатия, я читал еще в "Золотой ветви" Фрезера, а она издана в 1890 г., так что вряд ли это открытие Малиновского.

Date: 2014-03-12 12:42 pm (UTC)
From: [identity profile] shvarz.livejournal.com
Нет, это не его открытие. Его открытие (насколько я, не антрпополог, понял) в том, что эти верования лежат в основе их культуры и социального устройства.

Date: 2014-03-12 05:56 pm (UTC)
From: [identity profile] fregimus.livejournal.com
Первая фраза гениальна, памойму.

Date: 2014-03-14 09:49 am (UTC)
From: [identity profile] sdelano-v-sssr.livejournal.com
Занятно. В подобной системе взглядов отношение к "чужим" детям (ну, нагуляла мать где-то на стороне) должно быть ровно таким же, как и к своим. И интересно, там вообще понятие "измены" существует, или нет?

Date: 2014-03-14 02:14 pm (UTC)
From: [identity profile] shvarz.livejournal.com
Там нет концепции "чужих" детей. Для матери любой ребенок "свой", для отца любой - "чужой". Понятие "измены" еще как существует, если поймают за сексом вне брака, то как минимум выгонят из племени, а могут и убить.

(no subject)

From: [identity profile] a-bronx.livejournal.com - Date: 2014-03-25 06:40 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] shvarz.livejournal.com - Date: 2014-03-25 11:06 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] a-bronx.livejournal.com - Date: 2014-03-25 06:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] shvarz.livejournal.com - Date: 2014-03-25 06:19 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-06-20 07:27 am (UTC)
From: [identity profile] andrey grigoriev (from livejournal.com)
С удовольствием в своё время прочитал по поводу истории секса книгу Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства" (в части развития семейных отношений у разных древних народов). Сплошной секс :)

Date: 2014-06-24 07:39 am (UTC)
From: (Anonymous)
Ну наконецто! 140 лет как разобрались, как работает это "колесо", почему круглое, почему крутится. Приятно видеть, что хоть ОДИН человек читал "Происхождение семьи, частной собственности и государства"!!!

Date: 2014-07-29 11:39 am (UTC)
From: [identity profile] alefmack.livejournal.com
Лествичное право наследования - вероятно истоки его из подобных древних обычаев.

March 2022

S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 24th, 2026 01:26 am
Powered by Dreamwidth Studios