Каким бы богом вы были?
Feb. 2nd, 2015 10:22 pmПо блогам прошло вот это видео
- Предположим вы умерли и оказалось, что все написанное в Библии правда. Вы у ворот рая и вас встречает Бог, что вы ему скажете?
- Я думаю я скажу: "Рак кости у детей? Что это такое? Как ты посмел? Как ты посмел создать мир, в котором есть такое несчастье, такое ничем не заслуженное горе? Это абсолютное, абсолютное зло. Почему я должен уважать капризного, злобного, тупого Бога, создавшего мир полный несправедливости и боли?"
- И вы полагаете после такого вас впустят?
- Да я бы и не захотел входить на его условиях.Это неправильные условия. Если бы я умер и встретил греческих богов, я бы отнесся к этому спокойнее. Они никогда не делали вид, что они не человечны в своих желаниях и капризах. Они не выставляли себя всевидящими, всемудрыми, бесконечно добрыми. Потому что Бог, создавший эту вселенную (если она создана Богом), это маньяк, абсолютный маньяк. Полный эгоист... Мы должны вставать на колени и благодарить его? Что это за Бог, которому это нужно? Да, мир прекрасен, но в нем также есть насекомые чей жизненный цикл основан на том чтобы вгрызаться в глаза детей и вызывать слепоту. Они проедают путь изнутри наружу сквозь глаза. Зачем? Зачем ты это сделал? Ты легко мог бы создать мир, в котором эти насекомые не существуют. Это неприемлемо. Атеизм это не просто неверие в Бога, но и вывод из того, что если он существует, то он ужасен, совершенно ужасен, он не заслуживает никакого уважения. Как только вы его изгоняете, жизнь становится проще, чище, и обретает больший смысл.
Сказано, конечно, хорошо, но я сразу же поймал себя на том, что если бы я лично создавал мир, то в нем тоже был бы и рак у детей и насекомые, проедающие глаза. Не специально, конечно, но если создавать мир не как статическую картинку, а как эволюционирующую (в широком смысле этого слова) систему, то в нем неизбежно появятся паразиты, инфекционные болезни, генетические болезни, рак и прочие "прелести" известные нам из окружающего мира. Я не вижу способа этого избежать, за исключением полного отслеживания всего происходящего в мире и исправлении всего, что может привести к подобным проблемам, но это будет фактически та же самая "статическая картинка".
Доктор, скажите, я абсолютный маньяк?
- Предположим вы умерли и оказалось, что все написанное в Библии правда. Вы у ворот рая и вас встречает Бог, что вы ему скажете?
- Я думаю я скажу: "Рак кости у детей? Что это такое? Как ты посмел? Как ты посмел создать мир, в котором есть такое несчастье, такое ничем не заслуженное горе? Это абсолютное, абсолютное зло. Почему я должен уважать капризного, злобного, тупого Бога, создавшего мир полный несправедливости и боли?"
- И вы полагаете после такого вас впустят?
- Да я бы и не захотел входить на его условиях.Это неправильные условия. Если бы я умер и встретил греческих богов, я бы отнесся к этому спокойнее. Они никогда не делали вид, что они не человечны в своих желаниях и капризах. Они не выставляли себя всевидящими, всемудрыми, бесконечно добрыми. Потому что Бог, создавший эту вселенную (если она создана Богом), это маньяк, абсолютный маньяк. Полный эгоист... Мы должны вставать на колени и благодарить его? Что это за Бог, которому это нужно? Да, мир прекрасен, но в нем также есть насекомые чей жизненный цикл основан на том чтобы вгрызаться в глаза детей и вызывать слепоту. Они проедают путь изнутри наружу сквозь глаза. Зачем? Зачем ты это сделал? Ты легко мог бы создать мир, в котором эти насекомые не существуют. Это неприемлемо. Атеизм это не просто неверие в Бога, но и вывод из того, что если он существует, то он ужасен, совершенно ужасен, он не заслуживает никакого уважения. Как только вы его изгоняете, жизнь становится проще, чище, и обретает больший смысл.
Сказано, конечно, хорошо, но я сразу же поймал себя на том, что если бы я лично создавал мир, то в нем тоже был бы и рак у детей и насекомые, проедающие глаза. Не специально, конечно, но если создавать мир не как статическую картинку, а как эволюционирующую (в широком смысле этого слова) систему, то в нем неизбежно появятся паразиты, инфекционные болезни, генетические болезни, рак и прочие "прелести" известные нам из окружающего мира. Я не вижу способа этого избежать, за исключением полного отслеживания всего происходящего в мире и исправлении всего, что может привести к подобным проблемам, но это будет фактически та же самая "статическая картинка".
Доктор, скажите, я абсолютный маньяк?
no subject
Date: 2015-02-03 03:46 am (UTC)а если даже и создан - как можно предполагать, что нам известны цели создателя?
мораль некоторых людей отличается от моей морали довольно существенно. должен ли я предполагать, что мораль создателя совпадает с моей моралью?
это все имеет непосредственное отношение к биологии. мне так кажется.
no subject
Date: 2015-02-03 12:50 pm (UTC)no subject
Date: 2015-02-03 03:55 am (UTC)no subject
Date: 2015-02-03 09:19 am (UTC)Цзы Ся ответил, что да, все так, ибо учитель Кун пребывает в гармонии.
Тогда царь Вэнь спросил: отчего же люди не видят, чтоб учитель Кун все это проделывал?
На что Цзы Ся ответил, что учитель Кун из тех людей, которые, хотя и могут делать так, могут и не делать этого.
Такой ответ пришелся по душе царю Вэню.
no subject
Date: 2015-02-03 04:02 am (UTC)no subject
Date: 2015-02-03 10:00 am (UTC)no subject
Date: 2015-02-03 04:35 am (UTC)no subject
Date: 2015-02-03 08:11 am (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2015-02-03 04:37 am (UTC)– А! Софизмы! – Трурль сунул королю под нос свою бумажку и при этом забылся до такой степени, что, желая до конца унизить Клапауция в монарших глазах, потянул короля за обшитый горностаем рукав: – Вот, взгляни сюда, государь! Это проведенное мною формализованное, то есть окончательное доказательство невозможности сотворения мира!
– Да? Ну? – изумился монарх. – Что я слышу? Так ты действительно доказал, что нельзя?
– Да, государь. И без всяких натяжек. Нечего и стараться – вот расчеты.
Король вытаращил глаза.
– А как же, однако, все это? – развел он руками. – Мир-то существует…
– Что ж, – пожал плечами Трурль. – Таков уж этот мир… Я-то имел в виду совершенный…
no subject
Date: 2015-02-03 04:40 am (UTC)в принципе, это оправданная точка зрения. Фрай таки человек, и это логично, что мыслит он в пределах в первую очередь своего вида. то есть, логично, что для человека злом будут насекомые, грызущие глаза детей, и болезни, которые убивают людей - а не, например, люди, которые пожирают будущих детей рыбок и птичек. (для меня как человека это тоже логично, и таки к больным людям у меня неизмеримо больше сочувствия, чем к курам, яйцами которых я буду кормить своих детей.)
просто подход выглядит максималистским - называть такое абсолютным злом с биологической точки зрения бессмысленно. система живая, она работает, и чтобы она работала, в ней неизбежны побочные эффекты. я тоже не представляю, как могло бы быть иначе.
может быть, кстати, как-то и могло бы быть так, чтобы не было ни болезней, ни паразитов, ни вот этого всего. но я что-то сомневаюсь, что это был бы вот такой же мир, как у нас получился, а мы были бы в нём людьми в том смысле, как сейчас.
no subject
Date: 2015-02-03 05:57 am (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2015-02-03 07:00 am (UTC)в ус не дулитолько загрязняли атмосферу кислородом. А потом наступила эволюция... В целом, мир, в котором живут фотосинтезирующие "люди", с балансом потребления и производства кислорода, представить можно - правда, без вулканов и прочей активности. Скучно, но стабильно.no subject
Date: 2015-02-03 07:30 am (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2015-02-03 07:13 am (UTC)к тому же, эти сказки никак не соотносятся с действительностью, чо о них спорить?
это как обсуждать стали бы вы есть своих детей на месте кроноса. тоже вариант для беседы, нэ?
no subject
Date: 2015-02-03 05:29 pm (UTC)no subject
Date: 2015-02-03 07:27 am (UTC)Ну и антропоморфизм Бога у атеистов доходит до анедотических пределов - они даже мысли не могут допустить, что им может быть хоть что-то из замысла Бога непонятно.
no subject
Date: 2015-02-03 09:00 am (UTC)Попытки самоубийства начиная с 17 лет. Самые известные в 1995-м и 2012-м.
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2015-02-03 07:33 am (UTC)no subject
Date: 2015-02-03 07:42 am (UTC)no subject
Date: 2015-02-03 07:46 am (UTC)no subject
Date: 2015-02-03 08:39 am (UTC)no subject
Date: 2015-02-03 01:04 pm (UTC)no subject
Date: 2015-02-03 10:01 am (UTC)с этой точки зрения наверное даже есть возможность побыть таким ветхозаветным богом, который, завидев подобную пакость, осерчает и всех замочит.
no subject
Date: 2015-02-03 01:13 pm (UTC)no subject
Date: 2015-02-03 10:08 am (UTC)Но вообще Лема в комментариях уже правильно процитировали. Таки да, если в мире есть живые существа, а значит и их противоречивые интересы, то абсолютно благостное творение не-воз-мож-но.
no subject
Date: 2015-02-03 10:49 am (UTC)(no subject)
From:no subject
Date: 2015-02-03 11:28 am (UTC)no subject
Date: 2015-02-03 11:32 am (UTC)Вы же, рассматривая себя как бога :-), не пытатесь быть "вседобрым", вы были бы богом-натуралистом. Вы не определяете добро и зло, в природе ведь нет такого деления, то есть вы были бы нехристианским богом. Всемогущий, но без "этики". С точки зрения групп людей, которые пользуются некоторым набором этических правил, вы да, маньяк. Творит зло! :-)
no subject
Date: 2015-02-03 01:15 pm (UTC)(no subject)
From:no subject
Date: 2015-02-03 02:30 pm (UTC)no subject
Date: 2015-02-03 02:35 pm (UTC)Независимость от среды ? Лолчтоле?
Date: 2015-03-04 05:15 pm (UTC)Природа и биосфера плавно человеком превращается в техносферу.
Из этого вытекает, что если раньше человек был животным - одним из видов в биосфере.
То сейчас он превращается в винтик - детальки техносферы.
Где тут независимсть от среды? Другое дело, что человек сам формирует эту среду. И если раньше все так или иначе были приблизительно равны в своих возможностях - одинаковые животные одного вида,
то теперь кто-то в техносфере может стать управляющим органом, кто-то просто нужной шестеренкой, а кто-то расходным материалом.
Но это уход от темы совсем.
Касательно бога. В теодиции мы вынуждены отказаться или от всемогущества бога или от его этичности и доброты. Отказ от этичности бога ведет к заскорузлым и мрачным ритуалусам как по мне и вообще не в состоянии такая религия существовать бок о бок с наукой.
Так как вселенная - динамическая система, проще рассматривать бога тоже динамическим и развивающимся в некий идеализированный абсолют. Что приводит к идее, вселенная и есть бог и как часть неё, наша основная задача - развиваться.
Собственно, придуманы и заложены основы такого понимания ещё бородатые тысячи лет назад ещё неким Зороастром. К сожалению, сей релижн быстро выродился, так как жрецы считали себя самыми совершенными и развитымы, а кто в это не верил быстро объявлялся еретиком. Что локально внутри коллектива приводило к их повышеной успешности в конкуренции, но рассматривая целостное общество приводило к деградации системы. Короче, раковая опухоль сепарировала себя от всех, разрослась пожирая всё на своём пути и убило общество-организм.
Поэтому вавилонян-ассирийцев сначала поимел Санёк Македонский, потом римляне, потом дело завершили мусульмане.
Такой этический принцип сейчас разве что может начать работать, так как сейчас достаточно быстро замечаются основные и напрягающие проблемы общества. Когда кто-то делающий коллективу плохо тут же будет вызывать ЯРОСТЬ подкрепленную как этическими нормами, так и религиозными чувствами, раковые единицы общества будут быстро чиститься здоровыми.
Хотя, энтропия систем и то, что человек как био.система всё-таки умирает от рака, говорит о том, что рано или поздно самое здоровое общество обречено на смерть. А то сколько учение Зороастра принесло в мировую культуру (четкое деление на добро и зло - свет и тьму родилось именно там, как и идея развития монотеизма (не религиовед, точно не скажу)) Но, что поделать, иногда система должна эволюционировать. Чем больше благ и едениц общества общество успело произвести, тем оно было эффективно. А история и память в виде традиций и т.д. составляют эдакий развивающийся ген. или как некий Хокинс выдал мем. код, постепенно развивающийся.
no subject
Date: 2015-02-03 05:32 pm (UTC)Бог он ведь по определению все, до чего не дотянулась не только наука, но и вообще мысль человеческая. Это такой ярлык, который мы привешиваем мраку за пределами света лампы, причем часто не только настоящему тому, что в этой тьме действительно есть, но и всем сумашедшим выдумкам придуманным всеми нами.
Если вы ограничите бога только тем, что в этой темноте действительно существует, то скорее всего вы правы. Нет причин полагать, что там что то принципиально иное нежели то, что мы видели во множестве мест куда доходит свет лампы. Тем более, что мы неустанно увеличиваем ее мощность и яркость.
Если же выключить еще и все выдумки, страхи и нелепости (а где же нелепостям существовать, если не там, в этой тьме, свет то их убивает), то вы не правы. Можно легко создать абсолютно органичный и счастливый мир не заботясь никакими правилами и создавая бесчисленные ad hoc ходули и подпорки, ведь в мире выдумок это не запрещено.
У Фрая бог определенно первого типа, у меня тоже, но у многих (слишком у многих) в голове сидит второе определение.
no subject
Date: 2015-02-03 07:09 pm (UTC)Нет, Бог он ведь по определению вовсе не то.
(no subject)
From:no subject
Date: 2015-02-04 04:16 am (UTC)no subject
Date: 2015-02-04 05:30 pm (UTC)no subject
Date: 2015-02-04 05:43 pm (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2015-03-04 05:18 pm (UTC)Так как вселенная - динамическая система, проще рассматривать бога тоже динамическим и развивающимся в некий идеализированный абсолют. Что приводит к идее, вселенная и есть бог и как часть неё, наша основная задача - развиваться.
Собственно, придуманы и заложены основы такого понимания ещё бородатые тысячи лет назад ещё неким Зороастром. К сожалению, сей релижн быстро выродился, так как жрецы считали себя самыми совершенными и развитымы, а кто в это не верил быстро объявлялся еретиком. Что локально внутри коллектива приводило к их повышеной успешности в конкуренции, но рассматривая целостное общество приводило к деградации системы. Короче, раковая опухоль сепарировала себя от всех, разрослась, пожирая всё на своём пути и убило общество-организм.
Поэтому вавилонян-ассирийцев сначала поимел Санёк Македонский, потом римляне, потом дело завершили мусульмане.
Такой этический принцип сейчас разве что может начать работать, так как сейчас достаточно быстро замечаются основные и напрягающие проблемы общества. Когда кто-то делающий коллективу плохо тут же будет вызывать ЯРОСТЬ подкрепленную как этическими нормами, так и религиозными чувствами, раковые единицы общества будут быстро чиститься здоровыми.
Хотя, энтропия систем и то, что человек как био.система всё-таки умирает от рака, говорит о том, что рано или поздно самое здоровое общество обречено на смерть. А то, сколько учение Зороастра принесло в мировую культуру (четкое деление на добро и зло - свет и тьму родилось именно там, как и идея развития монотеизма (не религиовед, точно не скажу)) Но, что поделать, иногда система должна эволюционировать. Чем больше благ и едениц общества-человеков общество успело произвести, тем оно было эффективно. А история и память в виде традиций и т.д. составляют эдакий развивающийся ген. или как некий Хокинс выдал мем. код, который постепенно изменяется и совершенствуется.
no subject
Date: 2015-03-04 05:20 pm (UTC)no subject
Date: 2015-03-16 03:34 pm (UTC)Ровно по той же причине, возможно, мы не получим никаких доказательств бытия Бога, пока мы здесь. Если и впрямь мы задуманы по образу Бога, и Он ставит Себе задачей "поднять нас до Себя", мы должны научиться действовать без Него и самим за все отвечать. Ну, то есть, возможно, Бога и нет, но, если Он есть и если Он на самом деле нас любит, единственно допустимый для Него modus operandi на данном этапе развития нашего самосознания - добровольное устранение из нашей жизни. Риски, которым при этом мы подвергаемся, огромны, но альтернатива им - духовное рабство, а это уж никуда не годилось бы.
Чувствую даже некоторое неудобство, когда приходится обсуждать эту тему. Ее вечная новизна и востребованность ;-) целиком объясняется почти совершенным нежеланием большинства людей хоть немного подумать.